В тайцзицюань техника, создающая усилие, непрерывное, плавное, с постоянной сменой направления и одинаковое по величине называется «наматывание шелковой нити». Это суть тайцзицюань, его сердце. Сохранения такого непрерывного усилия постоянно в процессе движения, перемещения и взаимодействия с партнером, позволяет в любой момент времени сделать удар, выброс силы, фа-цзин, в любом направлении, без предварительной подготовки, то есть без замаха, а потому мгновенно. Это усилие, как упор перед прыжком или ударом, когда мы сначала упираемся, а потом прыгаем, или бьем. Так вот этот упор мы держим в тайцзи непрерывно, плавно перетекая из формы в форму, перемещаясь и взаимодействуя с партнером (противником). Это усилие упора. Или постоянный непрерывный замах перед ударом, причем замах уже сделан, а удар еще нет. Это усилие сжатой пружины, с которой сравнивают тайцзи – «сжатая пружина, обмотанная ватой», вот этот образ. В этом уникальность искусства. Перед ударом не нужен замах, он уже есть, перед броском не надо упираться в ногу, она уже в упоре. Причем и упор, и замах, это постоянное состояние тела во время движения в форме тайцзи.
Так вот, такое усилие получило название «цзин». Оно создается костно-сухожильным каркасом тела тремя составляющими:
- путем точного положения скелета, выстраивания его в структуру способную передать усилие (импульс энергии) без потерь по пути его следования, структуру связывающую центр и периферию в единый каркас.
- сухожильным скручиванием, когда каждый следующий сустав вращается навстречу предыдущему, закручивая сухожилия в «канат».
- «раскрытием» суставов или открытием «ворот для ци», когда каждый сустав растянут внутренним усилием, таким которое хорошо ощущается, но не приводит к напряжению мышц, образно оно описано как «сила с которой растет трава» (мягкая и податливая, но разрушает камни на ее пути).
Поэтому такое усилие и считается созданным с использованием внутренней энергии, в отличии от усилия «ли», созданного мышечной силой. На этом усилии базируются все чудеса демонстрируемые китайскими мастерами УШУ, тайцзицюань и цигун.
Теперь к практике.
Первое, это создание связи точки опоры, стопы на земле, с точкой контакта, при взаимодействии с противником, или точки возможного контакта при исполнении одиночной формы. Это, чаще всего кисть или предплечье. Причем прохождение этого усилия должно быть через все сочленения, находящиеся между началом - стопой, и концом – рукой, где связующим звеном и центром генерации такого усилия является Дань Тянь. Построение данной структуры мы рассматривали в предыдущих главах книги, и здесь на этом не останавливаемся. Это непреложное условие практики.
Данную связь легко держать в статике, и несложно держать в динамике, при однонаправленном перемещении. Проблемы начинаются, когда надо развернуть усилие в обратную сторону. Тут-то оно и теряется. Любой угловой поворот, а тем более разворот поглощает усилие и его надо создавать заново, и при этом появляется «дырка», разрыв в непрерывности усилия. То есть теряется базовое усилие «цзин», создаваемое костно-сухожильным каркасом, и возникает недопустимое усилие «ли», создаваемое мышечной силой. А поддержание непрерывного усилия «цзин» как раз и является главной задачей постижения мастерства в тайцзицюань.
Сохранить его можно только при одном условии, траектория его должна быть похожа на знак бесконечности, восьмёрку, но не плоскую, а пространственную, то есть быть как лента Мебиуса, или двигаться по траектории движения палочки нунчаки, точнее её конца, что само по себе представляет траекторию, возникающею при трехмерном вращательном движении. Это происходит, когда движение зациклено и непрерывно переходит из первой плоскости во вторую, далее в третью, и потом опять в первую.
.jpg)

Перед тем как описать движение «по восьмёрке», хочу напомнить, что в нашем трёхмерном мире существуют три плоскости, которые мы знаем со школы. Оси координат, помните такое их изображение как на рисунке. Они обусловлены тем пространством, в котором мы живем, а именно, глядя в даль и вокруг себя мы видим горизонт, это первая плоскость, горизонтальная, как если бы Земля была плоской. Это вращение вокруг оси z, на рисунке. Вторая плоскость, дает нам возможность кувыркаться вперед или назад через голову. Это сагиттальная плоскость, в которой катится колесо, и мы едем вперед на велосипеде. Так она называется. На рисунке это вращение вокруг оси у. И третья, когда мы виляем бедрами влево и право, крутим руль или делаем «колесо» на гимнастике. Это фронтальная плоскость. Вращение вокруг оси х. Причем, вокруг каждой оси возможно вращение, туда и обратно, и это называется шесть степеней свободы, то есть шесть направлений вращения в трех плоскостях. Вот, собственно, и всё, что пока надо знать.
Давайте опишем это движение. Оно идет сначала в одну сторону, затем в другую, и плавно разворачиваясь в крайних точках. Возьмите для наглядности что либо, например палочку и повращайте ее как нунчаку, или как трость, которую крутили таким образом денди в 18 веке, когда трости были в моде. Повращав послушайте ощущения движения и траекторию. Имея небольшой практический опыт в изучении тайцзицюань, вы без труда определите, что в направление вращения в одну сторону, до разворота, плоскости меняются трижды, и столько же раз меняются в обратном направлении. И получается, что за полный оборот нунчаки, палочки или ленты Мебиуса плоскости последовательно меняются шесть раз. Первая, вторая, третья, потом опять первая, вторая и третья. Или, говоря языком геометрии плоскости должны меняются каждые 60 градусов, так как полный оборот это 360. В действительности все сложней, плоскости не дискретны, они накладываются друг на друга, но это подробно мы рассмотрим ниже. Пока же важно знать, что смена плоскостей за полный оборот происходит шесть раз.
Теперь об усилиях в этих плоскостях. Но перед этим хочу напомнить, что практическое постижения описываемого вопроса, невозможно без тренировок, в которых есть конкретная цель и нарабатываются вполне определенные навыки. Одним из таких навыков является трехмерное спиральное вращение в Дань Тяне. Которое тренируется регулярно и последовательно, и начинается с овладением простыми вещами, а именно, вращением рук, вращением тела, а потом и вращением Дань Тяня в отдельно взятых плоскостях, то есть в горизонтальной, сагиттальной и фронтальной. Без этого никуда. В дальнейшем упражнения на соединение движений в разных плоскостях в единое. И как итог, непрерывное спиральное вращение в Дань Тяне. Это не просто, это определенное время работы, величина которого будет зависеть от вашего усердия и таланта. Внятную методику освоения, данного навыки в теории и упражнениях я встретил только в илицюань, это близкое направление к тайцзицюань. И постиг я эту науку благодаря гранд Мастеру Чин Фансёну, которому безмерно благодарен. К сожалению, в тайцзицюань такая методика отсутствует. Возможно есть другие, но эта, в которой идеи освоение плоскостей вращения, самая эффективная, на мой взгляд.
Тем, кто практиковал, известно, что усилие в сагиттальной плоскости создается и поддерживается за счет открытия точки Мин-Мень на пояснице и проваливания Куа (верх паховых складок), когда Мин Мень «выпускает», а Дань Тянь «вбирает». В цигун эта плоскость участвует в создании «Микрокосмической орбиты», а Мин Мень и Дань Тянь работают соответственно. Это плоскость генерации усилия, за счет внутренней энергии, которое мы создаем, работая с гравитацией и реакцией опоры. И я бы ее назвал «силовой плоскостью».

В горизонтальной плоскости движение происходит за счет поочередного открытия и закрытия куа (паховых складок). Это вращение влево и право, но не за счет коленей, а за счет тазобедренных суставов. И это разворот корпуса, который обычно используется при ударе рукой. Здесь происходит самое большое «удлинение» руки. То есть с помощью этой плоскости мы работаем с перемещением в пространстве. Рука разгоняется при ударе. Я бы её назвал скоростной или «разгонной плоскостью».
.jpg)
Во фронтальной плоскости движение создается за счет поджатия с боков, так называемых, плавающих ребер и подъемом бедра, сначала с одной стороны потом с другой. Это движение бедрами и телом, как в латиноамериканском танце, как поворот руля или штурвала. И здесь происходит круговой разворот направления движения на противоположное. Это как щелчок кнута, с траекторией вперед, вниз (или вверх), назад. Здесь происходит сложение разнонаправленного движения, которое порождает импульс, щелчок. В ударе она самая короткая и самая быстрая. Я бы назвал ее «импульсной плоскостью».
.jpg)
Так вот, в трехмерном движении усилие передается последовательно из плоскости в плоскость. Но не просто от одной к другой, когда кончается одна начинается другая. Не так. При такой передаче усилие бы терялось. Возникало бы, нарастало, кульминировало, затухало, и заканчивалось, а потом начиналось в следующей плоскости, и так далее. Нас это не устраивает. В тайцзицюань все боле совершенно.
В тайцзицюань усилие из плоскости в плоскость, от движения к движению, передается следующим образом:
Одновременно работают две плоскости в разных фазах. То есть никогда не работает одна плоскость и никогда не работают три одновременно. Допустим, усилие началось в горизонтальной плоскости, мы начали поворот влево. Усилие имеет следующие фазы развитие от нуля до максимума, кульминация, и затухание от максимума до нуля. Так вот в тот момент, когда усилие в горизонтальной плоскости достигает максимума, то есть мы поворачивались вправо (это направление выбрано нами для описания примера, влево будет абсолютно аналогично), в дело вступает сагиттальная плоскость. В этой точке усилие зарождается и начинает развиваться. Здесь оно работает вперед, на толчок. В момент кульминации сагиттального усилия, когда толчок достиг максимума, горизонтальное усилие затухает полностью и становится равно нулю. И в этот же момент зарождается фронтальное усилие, вправо-вниз, которое пока равно нулю, но со следующего мгновения будет расти и достигнет кульминации, в момент, когда сагиттальное затухнет и станет равно нулю. И в то же мгновение зародится горизонтальное усилие, но уже влево, в другую сторону. И когда оно достигнет максимума, фронтальное станет равно нулю, и зародится сагиттальное, уже на потяг, в другую сторону. Сагиттальное достигнет максимума и возникнет фронтальное уже влево-вниз, тоже в другую сторону. А при достижении его максимума, все начнется сначала, возникнет горизонтальное, с поворотом вправо. И так далее.



Горизонтальная ............................................Сагитталь


Фронтальная....................................... Горизонтальная


Сагиттальная ...............................Фронтальная
Сложно в описании, но надо понять, что всегда работают две плоскости, которые создают общее усилие, результирующее. Причем, одна плоскость усиливает влияние на результирующее усилие, другая свое влияние сокращает, а третья, в этот момент, отдыхает. На серии рисунков изображено все это в динамике. Для наглядности надо совместить первый рисунок со вторым, потом второй с третьим, потом третий с четвертым, четвертый с пятым, пятый с шестым, и все сначала, шестой с первым. У вас получится движение по восьмёрке, с совмещением работы плоскостей, в развитии от минимума до максимума и обратно.
Теперь я представлю другой вариант описания того же, более образный. Я его называл «три стакана». Возьмите три стакана, наполните один водой до краев, и начните переливать воду последовательно из стакана в стакан. Всегда, вода из одного будет утекать, другой стакан будет наполняться, а третий в это время отдыхать. Два работают, один отдыхает. И так по кругу до бесконечности. И, заметьте, в процессе всегда участвует вся вода, то есть усилие постоянное. Вода здесь как символ полноты усилия.
.jpg)
Точно так же будут работать и плоскости в трехмерном вращении. Две работают одна отдыхает. Вращение внутри Дань Тяня так и ощущается, как перетекание воды из плоскости в плоскость. Но это субъективные ощущения, которые могут немного отличаться у разных людей.
В этом вращение скрыт сакральный секрет для парной работы. У противника, как и у вас всегда есть плоскость, не участвующая в процессе взаимодействия, туда и надо воздействовать, туда бить, толкать, нападать. Там нет защиты и нет опоры. Но это с подготовленным человеком, тут уж у кого лучше и точнее идет вращение. И совсем другое дело с обычным человеком, не изучавшим тайцзицюань и туй шоу (парную работу), у него пустых плоскости две. Выводы делай сами, почему с ними легко можно справиться.
Теперь о единой величине усилия. О том что усилие «цзин» должно быть постоянным по своей величине и переменным по направлению. То есть меняться по направлению от плоскости к плоскости, потому как само движение спиральное или круговое. А касательная к окружности в каждое его точке имеет другое направление. Эта касательная и символизирует направление усилия.

Но вернемся к величине усилия. Посмотрим график. Если в каждой точке складывать величину усилий, создаваемых плоскостями, мы всегда будем иметь единицу. На рисунке вертикальная ось это величина усилия. Там есть отметка 1., и постоянная усилия обозначена прямой – «прямая усилия», где усилие равно единице.
Проведем сечение А-D в любом месте траектории. На сечении отметим точки А – пересечение с максимальной величиной усилия, В – пересечения с величиной усилия в горизонтальной плоскости и С - пересечения с величиной усилия в сагиттальной плоскости. Точка D соответствует пересечению с нулевым уровнем. Как видим, величина усилия DВ – 0,7 и усилия DC - 0,3. В сумме получаем единицу, которой соответствует величина DА. В сечении ЕG, точка Е соответствующую кульминации горизонтальной плоскости. Ее величина равна единице, так как величина остальных плоскостей равна нулю, точка G. Таким образом, результирующая усилий в любом месте будет равна единице, то есть будет величиной постоянной.
.jpg)
Все вышеописанное подводит теоретическую базу под создание единого по величине усилия в разнонаправленном движении по спирали. Тренировка тела, отработка навыков и внимательное отношение к переменам внутри позволит создать спиральное непрерывное усилие с удержанием единого по величине усилия, которое впоследствии будет восприниматься сознанием как ощущение потока в теле, именно такое ощущение, поток, движение внутри тела, китайцы и назвали ци. Это состояние ряда сжатых пружин, попеременно создающих состояние наполненности, как надутый упругий шар, что названо было усилием Пэн.
На практике это выглядит как медленное вращение тазом в траектории ленты Мебиуса, нунчаки или пространственной восьмёрки, и передача волны, импульса усилия от стопы до руки или до точки контакта, постоянно и непрерывно с изменением направления усилия пен по траектории спирали. Таз (Дань Тянь) вращается по восьмерке, или по траектории ленты Мебиуса. Так же по восьмерке вращается суставы рук, кисти, и стопы, но уже с отставанием по фазе. Между ними вращаются все суставы, подтверждая принцип – «движется дно, движется всё». Усилие передается от сустава к суставу как ременная передача от вала двигателя далее в различные валы и валики механизма. Таким образом возникает уникальное свойственное только для тайцзицюань волновое движение во всем теле, что само по себе красиво, эстетично, завораживающе и боле того, эффективно.
Ключевым здесь является понимание механизма трехмерного вращения, когда усилие предается от плоскости к плоскости, от одной к другой, с отдыхом третьей.
Спиральное вращение. (Шунь – Ни).
Спиральное вращение основано на непрерывном трехмерном вращении, последовательном чередовании трех плоскостей, но отличается от него тем, что постоянно пульсирует, сжимается или расширяется. Таким образом, добавляется энергетическая составляющая вращения, а именно, порождается импульс, создаваемый сменой направления пульсации (сжатия и расширения).
Спиральное (трехмерное) вращение бывает либо со сжатием (хэ) – это шунь, закручивание спирали вовнутрь, либо с расширением (кай) – это ни, раскручивание спирали во вне. Простите за изобилие китайских терминов, но как без них.
Превращение трехмерного вращения в спиральное вращение осуществляется за счет добавления кай и хэ, то есть сжатия и расширения.
Здесь важно добавить следующее, сжатие и расширение это процессы так же специфические и присущие тайцзицюань. То есть это не просто приседание или вытягивание, раскрытие или закрытие, прогиб или сутулость. Сжатие и расширение — это гармоничный процесс центростремительного или центробежного одновременного движения всех сочленений (суставов) тела к или от его центра, а именно к Дань Тяню или от него.
Трехмерное вращение превращается в спиральное наматывание (шунь), или разматывание (ни), за счет добавления сжатия и расширения. Кай и хэ.
Таким образом все движения формы превращаются в единое непрерывное трехмерное вращение всеми суставами, а с добавлением сжатия и расширения превращаются в спиральное наматывание и разматывание, или непрерывное наматывание шелковой нити.
И поэтому упражнение, которое распространено в виде вращения рукой по кругу, под которым понимается наматывание шёлковой нити, не является единственным. Любое движение в тайцзицюань это и есть наматывание шелковой нити. Это и есть баланс энергий, это и есть наполненность формы энергией, это и есть связанность вращения из ноги в ногу с усилием рук, это и есть перетекание энергии из плоскости в плоскость. И нет ничего более совершенного чем это мастерство.
Алексей Сощенко
2023г.
Дорогая - дорогой.
Формула оценки энергопотенциала мужчины и женщины.
Часто двое любящих людей обращаются друг к другу – дорогая и дорогой. Это значит, что они любят и ценят друг друга.
Или оценивают?
В обывательской форме понятия дорого или дешево говорит нам об уровне стоимости. Это цена. Но никто не будет обращаться друг к другу – дешёвая или дешёвый. Хотя за глаза бывает, что так иногда говорят.
Моя дорогая! Это значит, что она для него дорога. Это обозначение ценности женщины, как человека и ценности отношений с ней. Но звучит так, как будто она для него дорого обходится…
Мой дорогой! Это значит, что для неё он дорог. Это обозначение ценности мужчины, как человека и ценности отношений с ним. Но звучит так, как будто она для него дорого обходится… Здесь не описка, и в первом, и во втором случае она для него дорого обходится.
Врятли женщина будет называть дорогим мужчину-альфонса, который для нее дорого обходится!
Это качественный показатель модели любовных отношений, с вектором направленным в одну сторону. Мужчина дает, женщина берет. Эта модель поведения включает в себя опыт поколений в течение тысяч лет, он генетический, на уровне, ну ты же мальчик (девочка)! Все попытки воспитывать детей гендерно нейтрально провалились (опыт Израиля).
Если шире, то мужчина в ходе экспансии по «завоеванию мира» обретает ресурсы, которые передает своей женщине. Она их принимает, трансформирует, и улучшает мир, в котором они вместе живут. Это роли по взаимодействию в паре, если есть любовь. Эти роли могут меняться, особенно сейчас, в нашем мире, на время или на совсем, если это обоих устраивает. Но это роли, часто вынужденные, а суть мужской и женской энергетики в другом. Суть её в реализации заложенного природой, в виде мужской реализации или женской.
Так как же нам оценить, насколько мы и другие дорогие или дешёвые, в плане своей личной сексуальной энергетики.
Оказывается, все просто.
Есть формула.
Любовь — это точная наука, не терпящая небрежного отношения к себе.
Итак, формула проста.
Мужчины. У них есть то, чего они хотят и есть то, что они могут. Многие мужчины думают, что их цена (энергопотенциал) находится на уровне, чего они хотят. На самом деле любой мужчина стоит именно столько, сколько он может. Поэтому самая главная мужское фраза: Я МОГУ себе позволить.
Женщины. У них есть то, что они себе позволяют и то, чего они себе позволить не могут. Многие женщины думают, что их цена (энергопотенциал) находится на уровне, что они себе позволяют. На самом деле любая женщина стоит именно столько, сколько она себе позволить не может. Поэтому самая главная женская фраза: Я не МОГУ себе позволить.
Здесь, уверен, нужен пример. Когда женщина не может себе позволить выйти из дома в порванных колготках, без макияжа, неопрятной. Когда она не может себе позволить ухаживания без цветов, подарков, комплиментов и крайне внимательного отношения к себе. Когда она не может себе позволить пойти с мужчиной в кафе или ресторан ниже определенного уровня, поехать туда на трамвае или метро. Когда она не может позволить себе быть дешёвой, быть ниже определенного уровня, это и есть ее цена, по крайней мере в глазах мужчин. А точнее так мужчины оценивают женский энергопотенциал. И потому дешёвые мужчины говорят о дорогих женщинах – я такую не потяну.
Далее все просто.
Женщина, которая не может себе позволить что-либо ниже определенного уровня получает рядом с собой мужчину, который может этот уровень обеспечить. Так возникает баланс энергетических потенциалов мужчин и женщин в любовных парах. Но это не всегда дорогая и дорогой.
Узнать больше.
Алексей Сощенко
2024г.
Для тех кто прочитал всё!
Скидка 50% по промо коду "Дорогой" на Видео-книгу Алексея Сощенко в трех томах. "Энергетика сексуальных взаимоотношений".
(для приобретения перейдите по ссылке)
На здоровье!
Два слова о здоровье и болезнях.
Все мы привыкли здоровье соотносить с самочувствием тела – кашель, насморк, диарея, мигрень, жар, боль, немощь. Но на самом деле в понятие здоровье входит не только отсутствия подобных симптомов, здоровье Homo sapiens, человека разумного, складывается из многих, порой неожиданных, факторов.
Вначале, конечно, здоровье нужно для того, чтобы просто жить, и жить хорошо, оно определяет уровень качества жизни. Здесь помимо легиона болезней, еще такие факторы, как вялость, отсутствие сил, леность, слабость, медлительность. Про их говорят, что у человека нет энергии, сил.
Далее идет здоровье для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Не грустить, не волноваться, не расстраиваться, не злиться, не бояться, не переживать. Болезни этого уровня тоже разрушают энергетику, делая её неэкологичной, и даже вредоносной. Вы понимаете, что энергия имеет частотные характеристики, и здесь присутствует нахождение в резонансе с отрицательными частотами на психоэмоциональном уровне. Злость, страх, беспокойство, волнение, грусть, переживания, это все болезни этого уровня. Человек испытывающий такие эмоции постоянно или длительно не здоров, он болен. Хотя, пока нет проявления болезни на физическом уровне, разве что, это проявляется в состоянии. На материю болезни выйдут позже, со временем, а человек даже не осознает причинно-следственную связь с прошлым привычным состоянием.
На так называемом уровне Души, там, где находятся наши чувства, здоровье это Чувства, с большой буквы. Это значит уметь любить, быть добрым, быть нежным, быть милостным, быть милосердным, быть благодарным, быть благодатным, быть человеком с «большой душой». Так говорят о хороших людях.
Болезни души, это черствость, ярость, ненависть, грубость, жадность, трусость, уныние, зависть, обида, отчаяние, тьма в душе, жестокость. Все это качества души, качество той энергии, которая определяет суть человека. Человек с мелкой душонкой. Такие люди на самом деле больны, хотя и считаются здоровыми. Но цепочку не разорвать: Качество порождает состояние, состояние порождает проблемы на физическом уровне. Хотя и не сразу, для этого у них есть целая жизнь.
Но и это еще не всё.
У человека есть разум сущий. Это мозги, ум, «кукуха» и так далее. Болезни ума-разума — это глупость, недалекость, бестактность, необразованность, серость, мелочность, пустословие, осуждение, обсуждение и лживость. Да. А вы что думали, что глупый человек здоров? А бестактный? В наше время открытых возможностей необразованность — это болезнь!
Мозг — это «мышца», которая тренируется не хуже бицепса. Мозг бывает засоренным как помойка. Здоровый человек здесь, это в первую очередь чистый разум, натренированное мышление, в том числе и образное, хорошая память, логика, аналитика, сортировка информации, взвешенность суждений, различные способности, творчество.
И последнее, это болезни Духа, есть и такие. Высший уровень, это гордыня, самолюбование, богоподобность, мудрствование, всезнание, убежденность, догматизм, деспотизм.
Вспоминается анекдот. Кода Страшила попал к великому Гудвину в Изумрудный город, он попросил у его мозги, которые благополучно получил. И освоив их сказал,
- Ну теперь я буду Страшила Мудрый!
– Да, нет, - ответил ему Гудвин,
- теперь ты будешь Мудрила Страшный...
Здоровый человек на этом уровне, как минимум пытается себя осознать и исправить.
Как видите избавление от болезней на всех этих уровнях и есть развитие человека в процессе его жизни. Саморазвитие и Путь, это исправление себя, своего характера, своих реакций, своего поведения, самовоспитание, самообразование, и как итог - самореализация.
Как видите ничего недоступного или непостижимого. Все просто. Всего лишь путь. Путь смысла.
Цигун, о котором я здесь хотел написать, но увлекся, занимается, как раз, здоровьем человека. И неправильно считать, что он занимается только здоровьем телесным. На самом деле цигун такая практика, которая может пригодиться по исправлению и лечению всех болезней на всех уровнях, не зря этой практике 6000 лет.
И на самом деле только от вас зависит что из целого объема цигун вы возьмёте. Какую его часть. Но даже если вам надо просто поправить своё физическое здоровье, практика цигун великолепно для этого подойдет. Просто знайте, что еще вы можете взять от полноты искусства цигун. От цигун интегрального.
Одну из версий такого цигун (ИЦ) я для вас представляю на моих занятиях. А вся теория и практика (ИЦ) представлены в виде видеоуроков, которые вы сможете приобрести здесь.
Занятия по расписанию
Концепция ИЦ (теоретическое обоснование)
Для вас,
Алексей Сощенко
Единство и борьба противоположностей.
Настроится, собрать себя, быть целостным считается очень важным состоянием. А иначе как, иначе раздрай, размазня, неумеха? Но, правильно ли нас научили это делать? Для того чтобы настроится, собрать себя, быть целостным, человек как бы «берет себя в руки», сжимает, ограничивает, напрягает, иногда сильно, иногда едва заметно для него самого.
Собранный человек – человек волевой. Целостный человек с жестким внутренним стержнем. Настроенный человек, ограничен в восприятии всего остального кроме, как он считает, главного. Вспоминаю такой случай. На семинаре по основам боевых искусств, где надо было выстроить структуру тела так чтобы не терять равновесие при жёстком воздействии со стороны противника, Мастер смотрит на мою позу, а я настроился, собрался, стал целостным, и говорит, - «смотрите какая хорошая поза, его реально не сдвинуть, очень сильное положение». Я, конечно, радуюсь такой оценке, и вдруг слышу от него, - «а ну ка ударь меня ногой, только быстро». И тут я понимаю, что сделать это быстро у меня не получится, настолько я собран, укоренен, целостен, настроен, что стал очень жестким и скованным. Тогда мне пришлось задуматься, и все это со временем поменять. С тех пор прошло много лет, тело ведет себя по-другому, и все хорошо, но приходит понимание, что в мире все аналогично, и целостность, и собранность, и настрой это нечто совсем другое, нежели то, что делают все, по тем шаблонам, которые есть.
Вот те ошибки, которые создают неправильный шаблон. Дело в том, что человек существо интегральное, у него есть тело, которое создает ощущения, есть психика, то есть эмоции и чувства, которые мы чувствуем, и есть разум, то, чем он думает и который порождает мысли.
И что мы имеем?
А имеем мы мысли по поводу ощущений, мысли по поводу эмоций, мысли по поводу чувств и даже мысли по поводу мыслей. Но это еще не раздрай, раздрай впереди. Если внимательно к себе прислушаетесь, то мысли вызывают ощущения, чувства вызывают ощущения, эмоции вызывают ощущения, и ощущения вызывают ощущения, это когда «стреляет зуб», ощущение отдается во все тело, и кажется, что зуб пророс везде. Но и это не всё, есть эмоции по поводу мыслей, эмоции по поводу чувств, эмоции по поводу ощущений и эмоции по поводу самих эмоций. То же и с чувствами. В итоге всё переплетено и запутано, всё взаимодействует со всем, причем непрерывно. Вот что такое настоящий раздрай. И когда мы настраиваемся, мы останавливаем этот раздрай, ограничивая его, сжимая его. Но это напряжение сил физических и духовных. И в этом случае наше восприятие действительности, а тем более адекватный ответ на ее изменения, резко падает. Наше внимание сворачивается в точку, уплотняется и становится узко направленным. Что не есть хорошо. Дети, которые хотят догнать мячик, выбегая на дорогу, могут попасть под машину, этот плакат видели все. Вот наглядная картинка собранности, целостности и настроя на что-то важное. А как же иначе? Как по-другому?
Давайте выйдем за шаблон и посмотрим.
Шаблон нам создал наш мозг. И он правит балом. Это так и в этом надо себе признаться. Занимаясь углубленно цигун и тайцзицюань много-много лет, а это учит осознанности, расширению восприятия, внимательности к мельчайшим изменениям, и обучая людей этому искусству, видишь, что люди пытаются все понять своим умом. Им кажется, что если они поймут, как это делать, к примеру движение или направление потока энергии, то они научатся. Всё не так. Научится можно если тренируешь тело и его память для движения, тренируешь ощущение для восприятия потока, тренируешь психику для нейтрального её состояния, и тренируешь мозг не думать в процессе поединка. Учишь мозг не мешать!!!
С чем я столкнулся ещё.
Есть направление цигун, где работают с чувствами, по трансформации Ци. И что самое интересное, люди не понимают, что такое чувства, они их не чувствуют, они о них думают и думают, что они понимают. Причем мы берем самые простые чувства, например доброта, нежность, искренность, и я даже не говорю про любовь. Спрашиваешь человека, что такое доброта, а он начинает рассказывать, что это значит в его понимании. То же про эмоции, человек рассказывает о том, что он думает по поводу страха. Или что такое холод, то рассказывают о мыслях по поводу этого ощущения. Хорошо ли это?
Чувства и эмоции надо ЧУВСТВОВАТЬ.
Ощущения надо ОЩУЩАТЬ.
А мысли надо МЫСЛИТЬ.
Что это дает? Как раз вот это и дает целостность, настрой и собранность. Когда такие разные вещи как ощущения, чувства, эмоции, мысли присутствуют и осознается одновременно по поводу какого-то явления, происходит целостное восприятие реальности, а не мыслей по поводу целостного восприятия реальности.
Ну, например, почувствуйте искренность, своими органами чувствования, душой. Не говорите себе, что мы искренни, когда не врем, когда откровенны, когда честны, когда раскрыты, когда такие как есть, все это слова и понятия, обдумываемые мозгом, вы ее именно почувствуйте. Почувствуйте то, что происходит у вас внутри, что происходит у вас в душе, как меняется ваше настроение, как меняется ваше восприятие, как меняетесь вы сами в плане осознания себя. Без мыслей. Только чувствование. И тогда вы можете обратить внимание на то, как поменялись ваши мысли, не на мысли сами по себе, а на то, как они поменялись. Обратить внимание на ваши ощущения, как поменялись они. Это и будет чувствование, которое реально воздействует на вас в целом. Которое вас изменит, хотя бы на то мгновение пока вы чувствуете искренность. Это как про музыку, не рассказывайте про неё, а послушайте.
Работа с чувствами очень интересна, каждое и них дает неожиданный и очень ценный бонус. Попробую вас заинтересовать. Я не буду раскрывать все бонусы от разных чувств здесь, приведу лишь пример с искренностью. Чувство искренности, реально воссозданное в душе, дает нам расширенные возможности восприятия других людей и явлений, на уровне понимания их СУТИ. Причем сразу и целиком, без мыслей, которые придут потом, без обдумывания и мышления. Это спонтанность и интуиция. Не так уж и мало.
Обычно же человек требует искренности от других, осуждая, делая замечания, и никогда не пытаясь почувствовать это у себя. Он замещает это на думанье, как легче всего это сделать, чтобы выглядеть искренним.
Огромные бонусы дают доброта, нежность, благодарность, любовь, милость, благожелательность и т., как чувства. Это сила, привлекательность, магнетизм, притяжение, щедрость, признание. Это стимул для тех, кто хочет развиваться. А то часто по поводу развития чувств слышишь, а зачем это в нашем современном мире, который есть борьба. Затем что это уход от выживания к жизни, от ограниченности к полноценности, от тяжести к легкости.
Аналогично надо разобраться с ощущениями. Там в глубине своего тела. С тонкими ощущениями. Это контроль за движениями, как внутри, так и снаружи. Управление телом и его энергией, которая проявляется как потоки Ци.
Аналогично разобраться с эмоциями и их проявлениями, влиянием на ощущения и мысли. Это приведение психики в устойчивое состояние, когда «хвост перестает вилять собакой».
Аналогично разобраться с мыслями, на предмет их экологичности для тела и психики. Разобраться с их влиянием на внешний мир и на цепочки событий.
И потом самое главное не смешивать все в одном горшке, который у нас вместо головы.
Целостность — это одновременное восприятие мыслей, чувств, эмоций и ощущений по поводу чего бы то ни было. Одновременное на каждом слое, без смешивания сигнала. Схематично это нанизано на одну ось. Вот что такое стержень, а не лом внутри, который кроме отличной солдатской выправки мало что дает. Целостность, это мгновенное реагирование на любое изменение внутри или снаружи, и адекватный ответ любым изменениям. Это и есть перемены вместе с переменами, как у Лао Цзи. Не потом, не после, а одновременно.
Владение ощущением это управление Пространством.
Владение эмоциями это управление Энергией.
Владение чувствами то управление Временем.
Владение мыслями это управление Творчеством, творением, вектором его.
Настроится, собрать себя, быть целостным вот что это такое.
А вы как думаете?
Алесей Сощенко
2023г.
(Подобное мы рассматриваем на моих занятиях медитацией и интегральным цигун)
Делитесь своими мыслями.
Тема не закрыта.
ВОЗМОЖНОСТИ
Цигун древняя и эффективная практика. И пусть так эта практика называлась не всегда, раньше цигун имел множество названий, где каждая практика несла свою специализацию, сейчас же это стало объединяющим понятием. Цигун разнообразен, очень разнообразен. Но в настоящее время его используют довольно узко, в основном как дыхательные упражнения и гимнастку для тела. Что безусловно имеет свой положительный эффект в плане оздоровления, как любая гимнастика. Однако, осваивая самые простые упражнения цигун вы даже не представляете себе их подлинных возможностей.
Простое дыхание, с помощью которого можно начать освоение тем: создания потоков ци в теле, расширения и сжатия, кожного дыхания, наполнения и очищения, вращения орбит, может быть использовано в практике работы со своим внутренним пространством, «пространством» своего сознания, где содержится всё ваше, и только ваше. Всё, что вы несете с собой по жизни как большие ненужные чемоданы, потому что их невозможно бросить. Всё чего вы боитесь на самом деле и всё то, в чем вы не признаетесь даже себе. Дыхание цигун позволит все это оставить (выбросить), осознать и изменить. Здесь цигун откроет вам новые удивительные возможности. Кроме того, в этом вашем внутреннем пространстве есть то, чего вы хотите, о чем мечтаете, то куда вы идете. И с помощью дыхания вы сможете тяжелый труд своего пути превратить в увлекательную игру, приносящую удовольствия и впечатления. Я уже не говорю, про оздоровление, достаток, взаимоотношения, в том числе и сексуальные, социализацию, креативность и творчество. И это далеко не все что можно делать с «пространством».
Простая практика цигун по умению «слушать себя», ощущать процессы внутри, осознавать себя, может превратиться в навык трансформации энергии, отрицательной в положительную. Здесь решается вопрос об энергии, где ее брать и как сделать так, чтобы ее было достаточно. Помните Николу Теслу, он научился брать энергию отовсюду вокруг себя, ему не надо было искать ее источник, который конечен. То же можно и здесь. Энергия есть всегда и везде, ее надо просто научиться получать в том объеме, который вам необходим. Это подключение к топливу, которое не иссякнет. Есть простые методы и техники устранения того, что блокирует нам доступ к энергии. Потому что суть не в том, где ее брать, а как устранить преграды по ее получению. На уровне энергии решаются вопросы активности, хороших впечатлений, позитива, любви и счастья. Здесь происходит переписывание программ, безусловных реакций, характера, определяющего вашу жизнь с неграмотных, неуклюжих, неэкологичных, на суперпрограммы. Это апгрейд себя. И это далеко не всё.
Есть еще уровень «времени», управляющий вашим будущим, где воплощаются на практике идеи Даосизма. Где принцип У вэй, недеяние, воплощается не как создание негативной кармы, за что придется платить, а как создание той, за которую придется получать призы и подарки. Где полностью воплощается принцип Дэ, благожелательности, меняющий на глазах ваш мир, в котором вы живете. После которого и начинается Дао, путь, Путь именно Жизни, а не выживания и борьбы.
Есть уровень «вакуума», открывающий творчество вашей уникальной личности. Здесь знакомство с новым пространством, с пространством неопределенности, это цзен. Здесь присутствует цзен китайский, японский, русский, какой хотите. Это ключ к сокровенному. Ключ к своей интуиции, инсайду, раскрытию себя, своей миссии, предназначения и уникальности.
Вот чем интересен цигун как искусство. Вот почему ему шесть тысяч лет. Вот почему он эффективен. Это настоящая интегральная практика.
Три года я вел такой курс в своей школе, от азов к вершинам. Курс сложился как целостное. У учеников великолепные результаты, особенно у тех, кто его применял, а не просто слушал. Я доволен результатом. Сейчас я продолжаю поиск и эксперименты с друзьями, которыми стали ученики. И не веду больше курс, как тренинг. Для желающих его пройти я сделал видео уроки. Они для вас
Концепция ИЦ (теоретическое обоснование)
Для вас,
Алексей Сощенко
2024г.
Игры разума.
Разум очень забавная часть человека, человека разумного. Бесспорно, развитие разума необходимо, хотя бы для более широкого восприятия реальности, что дает человеку дополнительные возможности. Но разум вещь субъективная, мы всегда и непрерывно думаем, знаем что думаем, и бывает погружаемся в думание настолько, что теряем реальность, пусть на мгновения, но теряем. С другой стороны, разум человека во вне проявляется в его поступках, которые могут быть оценены окружающими с определенным запаздыванием по времени. В термин поступки, здесь, я включил все виды самопрезентации человека такие, как поведение, речь, действия, эмоциональное состояние, бессознательные реакции, движения, восприятие, умения, навыки, образы. То есть все то, что человек может, или не может оставить о себе в виде впечатления. Это объективность. Человек становится умным, добрым, приятным, симпатичным, милым, сильным, уравновешенным, целостным, или наоборот. Чем умнее человек, тем более положительный образ себя он может поддерживать. Уверен уже это высказывание вызовет желание поспорить, не торопитесь начинать, далее у вас появится больше поводов для этого. Статья не об этом.
Здесь я хотел раскрыть субъективную часть нашей разумности. А она как раз заключается в том насколько отличается то, что мы думаем о себе, от того, что есть на самом деле.
Преподавая тайцзицюань, цигун, медитации уже более 17 лет, самому удивительно как долго, и наблюдая за людьми, их успехами и развитием, пришел к следующему пониманию. Существует большая разница между тем, что мы делаем и тем, что мы об этом думаем.
Тайцзицюань это медленные плавные движения, которые должны создавать единственную правильную траекторию, наполненную потоком энергии. В любом движении траекторий тысячи, но есть одна идеальная, которая завораживает зрителя. Это проявляется в танце, балете, гимнастике, тайцзицюань. Красивая она, эта траектория не потому, что нам так нравится, а потому что она самая эффективная, гармоничная, совершенная. Мы внутренним бессознательным восприятием чувствуем шедевр, а в движении шедевром является траектория «Золотого сечения». Так вот, когда видишь такое движение, совершенное, у кого-то, то это завораживает и невозможно отвести взгляд. Мы получаем эстетическое удовольствие, которое всегда присутствует при соприкосновении с тем или иным шедевром, как в музыке, это идеальная траектория нот. Здесь можно долго продолжать о траекториях линий, цветов, вкусов, запахов, прикосновений, все это удовольствия, когда они совершенны.
Но игры разума начинаются у нас внутри. Очень часто в движении, в частности в тайцзи, человек не делает идеальную линию, а думает, что ее делает. Воспринимая свое движение разумом, думая о нем, последний непроизвольно вмешивается в движение и разрушает его. Часто человек изучая тайцзи хочет понять то или иное движение, понять, как его делать, и как итог, неправильность, несовершенство. Разум так устроен что он может нарисовать в восприятии нам все что угодно, и даже то, что человек делает идеальную траекторию. И это будет мешать. Идеальная траектория делается не разумом, а ощущением, в частности в тайцзи, ощущением потока энергии. Совершенная траектория — это следовать за потоком, вместе с потоком, быть в потоке. Это коррелируется с «жизнью в потоке», к которой все стремятся. В остальных дисциплинах, думаю, это ощущение потока инерции, звука музыки и т.п. Это как эквилибристика, подумав о равновесии, равновесие теряется. Разум со своим легионом мыслей мешает быть в потоке. Поэтому мы и учим тело, с помощью ощущений в теле, тем или иным движениям. Знание того, что при езде на велосипеде равновесие надо держать, поворачивая руль в сторону падения, никогда не научит равновесию и езде на велосипеде. Реакция тела, должна быть на ощущениях в теле, а никак не на том, что мы подумали и осознали.
И оттолкнувшись от этого можно сделать вывод, что делать что-то и думать о том, как мы это делаем, не одно и то же.
К примеру, быть добрым в отношении кого-то и думать, что ты добрый, не одно и то же. Думать, что ты любишь кого-то и на самом деле любить, это две больше разницы. Помогать кому-то и думать, что помогаешь… Быть умным и думать, что ты умный… Увидели? Какая разница, быть кем-то и думать, что ты такой.
А как свести это во едино, чтоб не было такой разницы?
Да просто! Очень просто. Надо уйти от игры разума, которая заключается в том, что, когда человек думает, что он такой, ему надо непременно это доказывать окружающим, а через них доказывать себе, точнее своему разуму, что он именно такой. Это касается как движений, так и всего остального.
Например. Человек, который думает, что он добрый, искренний, отзывчивый, всегда сравнивает себя с другими. И часто в претензии к другим, что они недостаточно добры, искренни, отзывчивы. Человек, который думает, что он умный, предъявляет другим претензии на то, что они недостаточно умны. Человек, который думает, что он делает идеальное движение в тайцзи, всегда хочет его проверить, и оценить других. Мол остальные хуже, значит я лучше.
И наоборот. Человек, который любит, умеет любить, не нуждается в ответной любви. Как это страшно для разума, правда? Человек, который добрый, искренний, отзывчивый, не нуждается в чужой доброте, искренности и отзывчивости, у него все это есть. Он этим богат. Человек же нуждающийся, не имеет того, в чем нуждается. Здесь вопрос достатка, или, если хотите, внутреннего богатства. Человек умеющий кататься на велосипеде не нуждается в доказательствах этого. Так же и с разумом, человек умный не будет доказывать ни себе ни другим это. Он не будет спорить, убеждать, сравнивать, показывая, что окружающие еще глупее его. У него это есть, а то, что есть не нуждается в доказательствах.
Там, где мы более-менее совершенны, там нет попыток разума доказать свое превосходство. Исчезает гордыня. И человек становится менее проявленным внутри, у него меньше эго, меньше Я. А снаружи, в восприятии окружающих, он становится умным, добрым, приятным, симпатичным, милым, сильным, уравновешенным, целостным. Все как у Лао Цзи, почитайте.
Алексей Сощенко,
2024г.
Осознаность.
Одним из важнейших аспектов цигун и тайцзицюань является развитие осознанности, внимания к тому, что происходит внутри нас.
Вначале это проявляется на телесном уровне, когда мы учим тело делать непривычные и потому сложные движения. Сложные они от того, что, вначале, мы не можем расслабить какой-либо сегмент в своём теле, по своему желанию, так как привыкли напрягаться целиком, там, где надо и там, где не надо. Поэтому первым и основным требованием, а впоследствии и навыком, в цигун и тайцзи становится расслабление. Причём расслабление полностью контролируемое, которое является по сути своей раскрепощением. Обретая навык раскрепощения, мы обретаем осознанность. Обретаем возможность слышать себя и управлять своим телом. Ключевым здесь является возможность управления, управления собой. А вы думали зачем нам осознанность?! Неосознанными очень легко управлять. Оглянитесь вокруг, их много.
Но телесный уровень — это только начало. Куда интереснее заниматься осознанность на психоэмоциональном уровне. И вот тут-то и кроется одно из очень забавных заблуждений, которое и сводит все попытки прийти к осознанности на нет. Дело в том, что большинство путаю педали в этом деле. Эмоция — это то, что мы чувствуем. И вот пытаясь их осознать человек начинает их обдумывать. Это и есть основная ошибка, когда первичным становятся не то, что мы чувствуем, а то, что мы думаем по этому поводу. И процесс осознания, подменяется процессом осмысления.
Вот из википедии: Эмо?ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
А вот определение от Российского Общества Психиатров: Эмоция – субъективное переживание нашего отношения к окружающим и к самим себе.
И во втором определении, в отличии от первого, есть очень важное слово – переживание. Мы эмоции переживаем, потому что все что мы чувствуем, мы переживаем. Эмоции нас потрясают и волнуют, в той или иной мере.
В самом названии - психоэмоциональное состояние, кроется ответ. Психея — это душа, а эмоция — это то, что волнует. Эмоции волнуют нашу душу, а не ум. И когда мы умом хотим познать эмоции и чувства, мы заблуждаемся. Это так же, как понять умом движение, особенно когда оно для нас новое. Это невозможно. Движение умом можно понять только когда оно перешло в разряд умения, то есть действия автоматического. Так и эмоцию можно понять, когда вы ее хорошо прочувствовали и научились осознавать на уровне чувств, Душою или Сердцем. Метафорично, если хотите.
Проверено, что умение чувствовать осознанно, это навык который можно наработать, натренировать, как мышцы, как ум, как восприятие.
Для чего? Для осознанности. Еще раз, нами управляют за счет нашей неосознанности. Как снаружи, так и изнутри. Это когда хвост виляет собакой, или ваши спонтанные эмоциональные реакции определяют ваше поведение, и даже судьбу. Как говорилось – посеешь характер, пожнешь судьбу.
Обучаясь осознанности, внимания к тому, что происходит внутри нас, вы сможете научится справляться с неэкологичными для вас эмоциями, вызывающими бессмысленные и вредные проживания. То есть менять свой характер, в зависимости от того, что вам надо. Опосредованно меняя судьбу. Это то, что мы сейчас проходим на моем курсе Интегральный цигун. Это блок называется Энергетический цигун, так как энергетика напрямую связана с эмоциями, с волнами и напряжениями.
Следующий блок у меня будет называться цигун информационный, где мы рассмотрим коды программ нашего поведения, расшифруем их и перепишем в более полезные для нас. Это как раз о том, как эмоции влияют на наш ум, и почему он им подчиняется. Там осознанность уже будет направлена на наши мысли. И на то, что их вызывает.
Как видите, это ступеньки. Ступеньки осознанности. Тело, психика, ум. Это уже интересно. Далее идут чувства и разум.
Вы спросите, а причем здесь цигун? А при том, что это великолепный инструмент, позволяющий правильно осознавать процессы, происходящие внутри и снаружи, за счет внимания, которое он развивает, и за счет мудрой иерархии системы развития, от тела к разуму, от низшего к высшему. А не наоборот, как это обычно и ошибочно происходит. Когда мы пытаемся умом осмыслить то, что надо осознать, и чему надо научиться, и это великолепно получается, но только на уровне мышления и никак на уровне навыка и тем более мастерства. Все понимаю, но ничего не умею. Куда лучше – все умею, но не понимаю как. По-правде не понимаю пока. Пока не задумаюсь об этом. Но это последнее нужно только для учителей.
Алексей Сощенко,
2024г.