В тайцзицюань техника, создающая усилие, непрерывное, плавное, с постоянной сменой направления и одинаковое по величине называется «наматывание шелковой нити». Это суть тайцзицюань, его сердце. Сохранения такого непрерывного усилия постоянно в процессе движения, перемещения и взаимодействия с партнером, позволяет в любой момент времени сделать удар, выброс силы, фа-цзин, в любом направлении, без предварительной подготовки, то есть без замаха, а потому мгновенно. Это усилие, как упор перед прыжком или ударом, когда мы сначала упираемся, а потом прыгаем, или бьем. Так вот этот упор мы держим в тайцзи непрерывно, плавно перетекая из формы в форму, перемещаясь и взаимодействуя с партнером (противником). Это усилие упора. Или постоянный непрерывный замах перед ударом, причем замах уже сделан, а удар еще нет. Это усилие сжатой пружины, с которой сравнивают тайцзи – «сжатая пружина, обмотанная ватой», вот этот образ. В этом уникальность искусства. Перед ударом не нужен замах, он уже есть, перед броском не надо упираться в ногу, она уже в упоре. Причем и упор, и замах, это постоянное состояние тела во время движения в форме тайцзи.
Так вот, такое усилие получило название «цзин». Оно создается костно-сухожильным каркасом тела тремя составляющими:
- путем точного положения скелета, выстраивания его в структуру способную передать усилие (импульс энергии) без потерь по пути его следования, структуру связывающую центр и периферию в единый каркас.
- сухожильным скручиванием, когда каждый следующий сустав вращается навстречу предыдущему, закручивая сухожилия в «канат».
- «раскрытием» суставов или открытием «ворот для ци», когда каждый сустав растянут внутренним усилием, таким которое хорошо ощущается, но не приводит к напряжению мышц, образно оно описано как «сила с которой растет трава» (мягкая и податливая, но разрушает камни на ее пути).
Поэтому такое усилие и считается созданным с использованием внутренней энергии, в отличии от усилия «ли», созданного мышечной силой. На этом усилии базируются все чудеса демонстрируемые китайскими мастерами УШУ, тайцзицюань и цигун.
Теперь к практике.
Первое, это создание связи точки опоры, стопы на земле, с точкой контакта, при взаимодействии с противником, или точки возможного контакта при исполнении одиночной формы. Это, чаще всего кисть или предплечье. Причем прохождение этого усилия должно быть через все сочленения, находящиеся между началом - стопой, и концом – рукой, где связующим звеном и центром генерации такого усилия является Дань Тянь. Построение данной структуры мы рассматривали в предыдущих главах книги, и здесь на этом не останавливаемся. Это непреложное условие практики.
Данную связь легко держать в статике, и несложно держать в динамике, при однонаправленном перемещении. Проблемы начинаются, когда надо развернуть усилие в обратную сторону. Тут-то оно и теряется. Любой угловой поворот, а тем более разворот поглощает усилие и его надо создавать заново, и при этом появляется «дырка», разрыв в непрерывности усилия. То есть теряется базовое усилие «цзин», создаваемое костно-сухожильным каркасом, и возникает недопустимое усилие «ли», создаваемое мышечной силой. А поддержание непрерывного усилия «цзин» как раз и является главной задачей постижения мастерства в тайцзицюань.
Сохранить его можно только при одном условии, траектория его должна быть похожа на знак бесконечности, восьмёрку, но не плоскую, а пространственную, то есть быть как лента Мебиуса, или двигаться по траектории движения палочки нунчаки, точнее её конца, что само по себе представляет траекторию, возникающею при трехмерном вращательном движении. Это происходит, когда движение зациклено и непрерывно переходит из первой плоскости во вторую, далее в третью, и потом опять в первую.
.jpg)

Перед тем как описать движение «по восьмёрке», хочу напомнить, что в нашем трёхмерном мире существуют три плоскости, которые мы знаем со школы. Оси координат, помните такое их изображение как на рисунке. Они обусловлены тем пространством, в котором мы живем, а именно, глядя в даль и вокруг себя мы видим горизонт, это первая плоскость, горизонтальная, как если бы Земля была плоской. Это вращение вокруг оси z, на рисунке. Вторая плоскость, дает нам возможность кувыркаться вперед или назад через голову. Это сагиттальная плоскость, в которой катится колесо, и мы едем вперед на велосипеде. Так она называется. На рисунке это вращение вокруг оси у. И третья, когда мы виляем бедрами влево и право, крутим руль или делаем «колесо» на гимнастике. Это фронтальная плоскость. Вращение вокруг оси х. Причем, вокруг каждой оси возможно вращение, туда и обратно, и это называется шесть степеней свободы, то есть шесть направлений вращения в трех плоскостях. Вот, собственно, и всё, что пока надо знать.
Давайте опишем это движение. Оно идет сначала в одну сторону, затем в другую, и плавно разворачиваясь в крайних точках. Возьмите для наглядности что либо, например палочку и повращайте ее как нунчаку, или как трость, которую крутили таким образом денди в 18 веке, когда трости были в моде. Повращав послушайте ощущения движения и траекторию. Имея небольшой практический опыт в изучении тайцзицюань, вы без труда определите, что в направление вращения в одну сторону, до разворота, плоскости меняются трижды, и столько же раз меняются в обратном направлении. И получается, что за полный оборот нунчаки, палочки или ленты Мебиуса плоскости последовательно меняются шесть раз. Первая, вторая, третья, потом опять первая, вторая и третья. Или, говоря языком геометрии плоскости должны меняются каждые 60 градусов, так как полный оборот это 360. В действительности все сложней, плоскости не дискретны, они накладываются друг на друга, но это подробно мы рассмотрим ниже. Пока же важно знать, что смена плоскостей за полный оборот происходит шесть раз.
Теперь об усилиях в этих плоскостях. Но перед этим хочу напомнить, что практическое постижения описываемого вопроса, невозможно без тренировок, в которых есть конкретная цель и нарабатываются вполне определенные навыки. Одним из таких навыков является трехмерное спиральное вращение в Дань Тяне. Которое тренируется регулярно и последовательно, и начинается с овладением простыми вещами, а именно, вращением рук, вращением тела, а потом и вращением Дань Тяня в отдельно взятых плоскостях, то есть в горизонтальной, сагиттальной и фронтальной. Без этого никуда. В дальнейшем упражнения на соединение движений в разных плоскостях в единое. И как итог, непрерывное спиральное вращение в Дань Тяне. Это не просто, это определенное время работы, величина которого будет зависеть от вашего усердия и таланта. Внятную методику освоения, данного навыки в теории и упражнениях я встретил только в илицюань, это близкое направление к тайцзицюань. И постиг я эту науку благодаря гранд Мастеру Чин Фансёну, которому безмерно благодарен. К сожалению, в тайцзицюань такая методика отсутствует. Возможно есть другие, но эта, в которой идеи освоение плоскостей вращения, самая эффективная, на мой взгляд.
Тем, кто практиковал, известно, что усилие в сагиттальной плоскости создается и поддерживается за счет открытия точки Мин-Мень на пояснице и проваливания Куа (верх паховых складок), когда Мин Мень «выпускает», а Дань Тянь «вбирает». В цигун эта плоскость участвует в создании «Микрокосмической орбиты», а Мин Мень и Дань Тянь работают соответственно. Это плоскость генерации усилия, за счет внутренней энергии, которое мы создаем, работая с гравитацией и реакцией опоры. И я бы ее назвал «силовой плоскостью».

В горизонтальной плоскости движение происходит за счет поочередного открытия и закрытия куа (паховых складок). Это вращение влево и право, но не за счет коленей, а за счет тазобедренных суставов. И это разворот корпуса, который обычно используется при ударе рукой. Здесь происходит самое большое «удлинение» руки. То есть с помощью этой плоскости мы работаем с перемещением в пространстве. Рука разгоняется при ударе. Я бы её назвал скоростной или «разгонной плоскостью».
.jpg)
Во фронтальной плоскости движение создается за счет поджатия с боков, так называемых, плавающих ребер и подъемом бедра, сначала с одной стороны потом с другой. Это движение бедрами и телом, как в латиноамериканском танце, как поворот руля или штурвала. И здесь происходит круговой разворот направления движения на противоположное. Это как щелчок кнута, с траекторией вперед, вниз (или вверх), назад. Здесь происходит сложение разнонаправленного движения, которое порождает импульс, щелчок. В ударе она самая короткая и самая быстрая. Я бы назвал ее «импульсной плоскостью».
.jpg)
Так вот, в трехмерном движении усилие передается последовательно из плоскости в плоскость. Но не просто от одной к другой, когда кончается одна начинается другая. Не так. При такой передаче усилие бы терялось. Возникало бы, нарастало, кульминировало, затухало, и заканчивалось, а потом начиналось в следующей плоскости, и так далее. Нас это не устраивает. В тайцзицюань все боле совершенно.
В тайцзицюань усилие из плоскости в плоскость, от движения к движению, передается следующим образом:
Одновременно работают две плоскости в разных фазах. То есть никогда не работает одна плоскость и никогда не работают три одновременно. Допустим, усилие началось в горизонтальной плоскости, мы начали поворот влево. Усилие имеет следующие фазы развитие от нуля до максимума, кульминация, и затухание от максимума до нуля. Так вот в тот момент, когда усилие в горизонтальной плоскости достигает максимума, то есть мы поворачивались вправо (это направление выбрано нами для описания примера, влево будет абсолютно аналогично), в дело вступает сагиттальная плоскость. В этой точке усилие зарождается и начинает развиваться. Здесь оно работает вперед, на толчок. В момент кульминации сагиттального усилия, когда толчок достиг максимума, горизонтальное усилие затухает полностью и становится равно нулю. И в этот же момент зарождается фронтальное усилие, вправо-вниз, которое пока равно нулю, но со следующего мгновения будет расти и достигнет кульминации, в момент, когда сагиттальное затухнет и станет равно нулю. И в то же мгновение зародится горизонтальное усилие, но уже влево, в другую сторону. И когда оно достигнет максимума, фронтальное станет равно нулю, и зародится сагиттальное, уже на потяг, в другую сторону. Сагиттальное достигнет максимума и возникнет фронтальное уже влево-вниз, тоже в другую сторону. А при достижении его максимума, все начнется сначала, возникнет горизонтальное, с поворотом вправо. И так далее.



Горизонтальная ............................................Сагитталь


Фронтальная....................................... Горизонтальная


Сагиттальная ...............................Фронтальная
Сложно в описании, но надо понять, что всегда работают две плоскости, которые создают общее усилие, результирующее. Причем, одна плоскость усиливает влияние на результирующее усилие, другая свое влияние сокращает, а третья, в этот момент, отдыхает. На серии рисунков изображено все это в динамике. Для наглядности надо совместить первый рисунок со вторым, потом второй с третьим, потом третий с четвертым, четвертый с пятым, пятый с шестым, и все сначала, шестой с первым. У вас получится движение по восьмёрке, с совмещением работы плоскостей, в развитии от минимума до максимума и обратно.
Теперь я представлю другой вариант описания того же, более образный. Я его называл «три стакана». Возьмите три стакана, наполните один водой до краев, и начните переливать воду последовательно из стакана в стакан. Всегда, вода из одного будет утекать, другой стакан будет наполняться, а третий в это время отдыхать. Два работают, один отдыхает. И так по кругу до бесконечности. И, заметьте, в процессе всегда участвует вся вода, то есть усилие постоянное. Вода здесь как символ полноты усилия.
.jpg)
Точно так же будут работать и плоскости в трехмерном вращении. Две работают одна отдыхает. Вращение внутри Дань Тяня так и ощущается, как перетекание воды из плоскости в плоскость. Но это субъективные ощущения, которые могут немного отличаться у разных людей.
В этом вращение скрыт сакральный секрет для парной работы. У противника, как и у вас всегда есть плоскость, не участвующая в процессе взаимодействия, туда и надо воздействовать, туда бить, толкать, нападать. Там нет защиты и нет опоры. Но это с подготовленным человеком, тут уж у кого лучше и точнее идет вращение. И совсем другое дело с обычным человеком, не изучавшим тайцзицюань и туй шоу (парную работу), у него пустых плоскости две. Выводы делай сами, почему с ними легко можно справиться.
Теперь о единой величине усилия. О том что усилие «цзин» должно быть постоянным по своей величине и переменным по направлению. То есть меняться по направлению от плоскости к плоскости, потому как само движение спиральное или круговое. А касательная к окружности в каждое его точке имеет другое направление. Эта касательная и символизирует направление усилия.

Но вернемся к величине усилия. Посмотрим график. Если в каждой точке складывать величину усилий, создаваемых плоскостями, мы всегда будем иметь единицу. На рисунке вертикальная ось это величина усилия. Там есть отметка 1., и постоянная усилия обозначена прямой – «прямая усилия», где усилие равно единице.
Проведем сечение А-D в любом месте траектории. На сечении отметим точки А – пересечение с максимальной величиной усилия, В – пересечения с величиной усилия в горизонтальной плоскости и С - пересечения с величиной усилия в сагиттальной плоскости. Точка D соответствует пересечению с нулевым уровнем. Как видим, величина усилия DВ – 0,7 и усилия DC - 0,3. В сумме получаем единицу, которой соответствует величина DА. В сечении ЕG, точка Е соответствующую кульминации горизонтальной плоскости. Ее величина равна единице, так как величина остальных плоскостей равна нулю, точка G. Таким образом, результирующая усилий в любом месте будет равна единице, то есть будет величиной постоянной.
.jpg)
Все вышеописанное подводит теоретическую базу под создание единого по величине усилия в разнонаправленном движении по спирали. Тренировка тела, отработка навыков и внимательное отношение к переменам внутри позволит создать спиральное непрерывное усилие с удержанием единого по величине усилия, которое впоследствии будет восприниматься сознанием как ощущение потока в теле, именно такое ощущение, поток, движение внутри тела, китайцы и назвали ци. Это состояние ряда сжатых пружин, попеременно создающих состояние наполненности, как надутый упругий шар, что названо было усилием Пэн.
На практике это выглядит как медленное вращение тазом в траектории ленты Мебиуса, нунчаки или пространственной восьмёрки, и передача волны, импульса усилия от стопы до руки или до точки контакта, постоянно и непрерывно с изменением направления усилия пен по траектории спирали. Таз (Дань Тянь) вращается по восьмерке, или по траектории ленты Мебиуса. Так же по восьмерке вращается суставы рук, кисти, и стопы, но уже с отставанием по фазе. Между ними вращаются все суставы, подтверждая принцип – «движется дно, движется всё». Усилие передается от сустава к суставу как ременная передача от вала двигателя далее в различные валы и валики механизма. Таким образом возникает уникальное свойственное только для тайцзицюань волновое движение во всем теле, что само по себе красиво, эстетично, завораживающе и боле того, эффективно.
Ключевым здесь является понимание механизма трехмерного вращения, когда усилие предается от плоскости к плоскости, от одной к другой, с отдыхом третьей.
Спиральное вращение. (Шунь – Ни).
Спиральное вращение основано на непрерывном трехмерном вращении, последовательном чередовании трех плоскостей, но отличается от него тем, что постоянно пульсирует, сжимается или расширяется. Таким образом, добавляется энергетическая составляющая вращения, а именно, порождается импульс, создаваемый сменой направления пульсации (сжатия и расширения).
Спиральное (трехмерное) вращение бывает либо со сжатием (хэ) – это шунь, закручивание спирали вовнутрь, либо с расширением (кай) – это ни, раскручивание спирали во вне. Простите за изобилие китайских терминов, но как без них.
Превращение трехмерного вращения в спиральное вращение осуществляется за счет добавления кай и хэ, то есть сжатия и расширения.
Здесь важно добавить следующее, сжатие и расширение это процессы так же специфические и присущие тайцзицюань. То есть это не просто приседание или вытягивание, раскрытие или закрытие, прогиб или сутулость. Сжатие и расширение — это гармоничный процесс центростремительного или центробежного одновременного движения всех сочленений (суставов) тела к или от его центра, а именно к Дань Тяню или от него.
Трехмерное вращение превращается в спиральное наматывание (шунь), или разматывание (ни), за счет добавления сжатия и расширения. Кай и хэ.
Таким образом все движения формы превращаются в единое непрерывное трехмерное вращение всеми суставами, а с добавлением сжатия и расширения превращаются в спиральное наматывание и разматывание, или непрерывное наматывание шелковой нити.
И поэтому упражнение, которое распространено в виде вращения рукой по кругу, под которым понимается наматывание шёлковой нити, не является единственным. Любое движение в тайцзицюань это и есть наматывание шелковой нити. Это и есть баланс энергий, это и есть наполненность формы энергией, это и есть связанность вращения из ноги в ногу с усилием рук, это и есть перетекание энергии из плоскости в плоскость. И нет ничего более совершенного чем это мастерство.
Алексей Сощенко
2023г.
На здоровье!
Два слова о здоровье и болезнях.
Все мы привыкли здоровье соотносить с самочувствием тела – кашель, насморк, диарея, мигрень, жар, боль, немощь. Но на самом деле в понятие здоровье входит не только отсутствия подобных симптомов, здоровье Homo sapiens, человека разумного, складывается из многих, порой неожиданных, факторов.
Вначале, конечно, здоровье нужно для того, чтобы просто жить, и жить хорошо, оно определяет уровень качества жизни. Здесь помимо легиона болезней, еще такие факторы, как вялость, отсутствие сил, леность, слабость, медлительность. Про их говорят, что у человека нет энергии, сил.
Далее идет здоровье для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Не грустить, не волноваться, не расстраиваться, не злиться, не бояться, не переживать. Болезни этого уровня тоже разрушают энергетику, делая её неэкологичной, и даже вредоносной. Вы понимаете, что энергия имеет частотные характеристики, и здесь присутствует нахождение в резонансе с отрицательными частотами на психоэмоциональном уровне. Злость, страх, беспокойство, волнение, грусть, переживания, это все болезни этого уровня. Человек испытывающий такие эмоции постоянно или длительно не здоров, он болен. Хотя, пока нет проявления болезни на физическом уровне, разве что, это проявляется в состоянии. На материю болезни выйдут позже, со временем, а человек даже не осознает причинно-следственную связь с прошлым привычным состоянием.
На так называемом уровне Души, там, где находятся наши чувства, здоровье это Чувства, с большой буквы. Это значит уметь любить, быть добрым, быть нежным, быть милостным, быть милосердным, быть благодарным, быть благодатным, быть человеком с «большой душой». Так говорят о хороших людях.
Болезни души, это черствость, ярость, ненависть, грубость, жадность, трусость, уныние, зависть, обида, отчаяние, тьма в душе, жестокость. Все это качества души, качество той энергии, которая определяет суть человека. Человек с мелкой душонкой. Такие люди на самом деле больны, хотя и считаются здоровыми. Но цепочку не разорвать: Качество порождает состояние, состояние порождает проблемы на физическом уровне. Хотя и не сразу, для этого у них есть целая жизнь.
Но и это еще не всё.
У человека есть разум сущий. Это мозги, ум, «кукуха» и так далее. Болезни ума-разума — это глупость, недалекость, бестактность, необразованность, серость, мелочность, пустословие, осуждение, обсуждение и лживость. Да. А вы что думали, что глупый человек здоров? А бестактный? В наше время открытых возможностей необразованность — это болезнь!
Мозг — это «мышца», которая тренируется не хуже бицепса. Мозг бывает засоренным как помойка. Здоровый человек здесь, это в первую очередь чистый разум, натренированное мышление, в том числе и образное, хорошая память, логика, аналитика, сортировка информации, взвешенность суждений, различные способности, творчество.
И последнее, это болезни Духа, есть и такие. Высший уровень, это гордыня, самолюбование, богоподобность, мудрствование, всезнание, убежденность, догматизм, деспотизм.
Вспоминается анекдот. Кода Страшила попал к великому Гудвину в Изумрудный город, он попросил у его мозги, которые благополучно получил. И освоив их сказал,
- Ну теперь я буду Страшила Мудрый!
– Да, нет, - ответил ему Гудвин,
- теперь ты будешь Мудрила Страшный...
Здоровый человек на этом уровне, как минимум пытается себя осознать и исправить.
Как видите избавление от болезней на всех этих уровнях и есть развитие человека в процессе его жизни. Саморазвитие и Путь, это исправление себя, своего характера, своих реакций, своего поведения, самовоспитание, самообразование, и как итог - самореализация.
Как видите ничего недоступного или непостижимого. Все просто. Всего лишь путь. Путь смысла.
Цигун, о котором я здесь хотел написать, но увлекся, занимается, как раз, здоровьем человека. И неправильно считать, что он занимается только здоровьем телесным. На самом деле цигун такая практика, которая может пригодиться по исправлению и лечению всех болезней на всех уровнях, не зря этой практике 6000 лет.
И на самом деле только от вас зависит что из целого объема цигун вы возьмёте. Какую его часть. Но даже если вам надо просто поправить своё физическое здоровье, практика цигун великолепно для этого подойдет. Просто знайте, что еще вы можете взять от полноты искусства цигун. От цигун интегрального.
Одну из версий такого цигун (ИЦ) я для вас представляю на моих занятиях. А вся теория и практика (ИЦ) представлены в виде видеоуроков, которые вы сможете приобрести здесь.
Занятия по расписанию
Концепция ИЦ (теоретическое обоснование)
Для вас,
Алексей Сощенко
Единство и борьба противоположностей.
Настроится, собрать себя, быть целостным считается очень важным состоянием. А иначе как, иначе раздрай, размазня, неумеха? Но, правильно ли нас научили это делать? Для того чтобы настроится, собрать себя, быть целостным, человек как бы «берет себя в руки», сжимает, ограничивает, напрягает, иногда сильно, иногда едва заметно для него самого.
Собранный человек – человек волевой. Целостный человек с жестким внутренним стержнем. Настроенный человек, ограничен в восприятии всего остального кроме, как он считает, главного. Вспоминаю такой случай. На семинаре по основам боевых искусств, где надо было выстроить структуру тела так чтобы не терять равновесие при жёстком воздействии со стороны противника, Мастер смотрит на мою позу, а я настроился, собрался, стал целостным, и говорит, - «смотрите какая хорошая поза, его реально не сдвинуть, очень сильное положение». Я, конечно, радуюсь такой оценке, и вдруг слышу от него, - «а ну ка ударь меня ногой, только быстро». И тут я понимаю, что сделать это быстро у меня не получится, настолько я собран, укоренен, целостен, настроен, что стал очень жестким и скованным. Тогда мне пришлось задуматься, и все это со временем поменять. С тех пор прошло много лет, тело ведет себя по-другому, и все хорошо, но приходит понимание, что в мире все аналогично, и целостность, и собранность, и настрой это нечто совсем другое, нежели то, что делают все, по тем шаблонам, которые есть.
Вот те ошибки, которые создают неправильный шаблон. Дело в том, что человек существо интегральное, у него есть тело, которое создает ощущения, есть психика, то есть эмоции и чувства, которые мы чувствуем, и есть разум, то, чем он думает и который порождает мысли.
И что мы имеем?
А имеем мы мысли по поводу ощущений, мысли по поводу эмоций, мысли по поводу чувств и даже мысли по поводу мыслей. Но это еще не раздрай, раздрай впереди. Если внимательно к себе прислушаетесь, то мысли вызывают ощущения, чувства вызывают ощущения, эмоции вызывают ощущения, и ощущения вызывают ощущения, это когда «стреляет зуб», ощущение отдается во все тело, и кажется, что зуб пророс везде. Но и это не всё, есть эмоции по поводу мыслей, эмоции по поводу чувств, эмоции по поводу ощущений и эмоции по поводу самих эмоций. То же и с чувствами. В итоге всё переплетено и запутано, всё взаимодействует со всем, причем непрерывно. Вот что такое настоящий раздрай. И когда мы настраиваемся, мы останавливаем этот раздрай, ограничивая его, сжимая его. Но это напряжение сил физических и духовных. И в этом случае наше восприятие действительности, а тем более адекватный ответ на ее изменения, резко падает. Наше внимание сворачивается в точку, уплотняется и становится узко направленным. Что не есть хорошо. Дети, которые хотят догнать мячик, выбегая на дорогу, могут попасть под машину, этот плакат видели все. Вот наглядная картинка собранности, целостности и настроя на что-то важное. А как же иначе? Как по-другому?
Давайте выйдем за шаблон и посмотрим.
Шаблон нам создал наш мозг. И он правит балом. Это так и в этом надо себе признаться. Занимаясь углубленно цигун и тайцзицюань много-много лет, а это учит осознанности, расширению восприятия, внимательности к мельчайшим изменениям, и обучая людей этому искусству, видишь, что люди пытаются все понять своим умом. Им кажется, что если они поймут, как это делать, к примеру движение или направление потока энергии, то они научатся. Всё не так. Научится можно если тренируешь тело и его память для движения, тренируешь ощущение для восприятия потока, тренируешь психику для нейтрального её состояния, и тренируешь мозг не думать в процессе поединка. Учишь мозг не мешать!!!
С чем я столкнулся ещё.
Есть направление цигун, где работают с чувствами, по трансформации Ци. И что самое интересное, люди не понимают, что такое чувства, они их не чувствуют, они о них думают и думают, что они понимают. Причем мы берем самые простые чувства, например доброта, нежность, искренность, и я даже не говорю про любовь. Спрашиваешь человека, что такое доброта, а он начинает рассказывать, что это значит в его понимании. То же про эмоции, человек рассказывает о том, что он думает по поводу страха. Или что такое холод, то рассказывают о мыслях по поводу этого ощущения. Хорошо ли это?
Чувства и эмоции надо ЧУВСТВОВАТЬ.
Ощущения надо ОЩУЩАТЬ.
А мысли надо МЫСЛИТЬ.
Что это дает? Как раз вот это и дает целостность, настрой и собранность. Когда такие разные вещи как ощущения, чувства, эмоции, мысли присутствуют и осознается одновременно по поводу какого-то явления, происходит целостное восприятие реальности, а не мыслей по поводу целостного восприятия реальности.
Ну, например, почувствуйте искренность, своими органами чувствования, душой. Не говорите себе, что мы искренни, когда не врем, когда откровенны, когда честны, когда раскрыты, когда такие как есть, все это слова и понятия, обдумываемые мозгом, вы ее именно почувствуйте. Почувствуйте то, что происходит у вас внутри, что происходит у вас в душе, как меняется ваше настроение, как меняется ваше восприятие, как меняетесь вы сами в плане осознания себя. Без мыслей. Только чувствование. И тогда вы можете обратить внимание на то, как поменялись ваши мысли, не на мысли сами по себе, а на то, как они поменялись. Обратить внимание на ваши ощущения, как поменялись они. Это и будет чувствование, которое реально воздействует на вас в целом. Которое вас изменит, хотя бы на то мгновение пока вы чувствуете искренность. Это как про музыку, не рассказывайте про неё, а послушайте.
Работа с чувствами очень интересна, каждое и них дает неожиданный и очень ценный бонус. Попробую вас заинтересовать. Я не буду раскрывать все бонусы от разных чувств здесь, приведу лишь пример с искренностью. Чувство искренности, реально воссозданное в душе, дает нам расширенные возможности восприятия других людей и явлений, на уровне понимания их СУТИ. Причем сразу и целиком, без мыслей, которые придут потом, без обдумывания и мышления. Это спонтанность и интуиция. Не так уж и мало.
Обычно же человек требует искренности от других, осуждая, делая замечания, и никогда не пытаясь почувствовать это у себя. Он замещает это на думанье, как легче всего это сделать, чтобы выглядеть искренним.
Огромные бонусы дают доброта, нежность, благодарность, любовь, милость, благожелательность и т., как чувства. Это сила, привлекательность, магнетизм, притяжение, щедрость, признание. Это стимул для тех, кто хочет развиваться. А то часто по поводу развития чувств слышишь, а зачем это в нашем современном мире, который есть борьба. Затем что это уход от выживания к жизни, от ограниченности к полноценности, от тяжести к легкости.
Аналогично надо разобраться с ощущениями. Там в глубине своего тела. С тонкими ощущениями. Это контроль за движениями, как внутри, так и снаружи. Управление телом и его энергией, которая проявляется как потоки Ци.
Аналогично разобраться с эмоциями и их проявлениями, влиянием на ощущения и мысли. Это приведение психики в устойчивое состояние, когда «хвост перестает вилять собакой».
Аналогично разобраться с мыслями, на предмет их экологичности для тела и психики. Разобраться с их влиянием на внешний мир и на цепочки событий.
И потом самое главное не смешивать все в одном горшке, который у нас вместо головы.
Целостность — это одновременное восприятие мыслей, чувств, эмоций и ощущений по поводу чего бы то ни было. Одновременное на каждом слое, без смешивания сигнала. Схематично это нанизано на одну ось. Вот что такое стержень, а не лом внутри, который кроме отличной солдатской выправки мало что дает. Целостность, это мгновенное реагирование на любое изменение внутри или снаружи, и адекватный ответ любым изменениям. Это и есть перемены вместе с переменами, как у Лао Цзи. Не потом, не после, а одновременно.
Владение ощущением это управление Пространством.
Владение эмоциями это управление Энергией.
Владение чувствами то управление Временем.
Владение мыслями это управление Творчеством, творением, вектором его.
Настроится, собрать себя, быть целостным вот что это такое.
А вы как думаете?
Алесей Сощенко
2023г.
(Подобное мы рассматриваем на моих занятиях медитацией и интегральным цигун)
Делитесь своими мыслями.
Тема не закрыта.